Top.Mail.Ru

Защита свои дизайнов
на поле авторского права

- "Статья "Щит" для тебя, как автора дизайна. Что делать чтобы не украли дизайн и что можно предпринять если все же украли "

Базовые принципы

В этих двух статьях ( раз, два ) мы уже поговорили про законы авторского права и теперь ты знаешь базовые принципы:

  • Авторское право возникает автоматически с момента создания дизайна (эскиза/файла со стежками/фото вышивки). Регистрировать ничего не нужно.
  • Охраняется конкретное выражение (твой рисунок/стежковая схема), а не «идея в целом».
  • Срок охраны: как правило жизнь автора + 70 лет.
  • Кража — это использование без согласия: копирование, публикация, продажа, переделка производного дизайна, распространение файлов и т.п.

Но после этого возникает вопрос, а как же сохранить свои авторские дизайны? Разбираемся так же по пунктам.

Профилактика: как усложнить воровство и подготовить доказательства

Технические способы для превью и выкладки контента

  • Водяные знаки на превью (логотип/бренд, диагонально, полупрозрачный, поверх ключевых зон).

  • Низкое разрешение для превью (например, 900–1200 px по длинной стороне).

  • В стежковых превью (JPG/PNG) добавляй визуальную подпись-стежок: маленький мотив/монограмму, которую легко доказать как твою.

Как отдавать цифровые файлы клиентам? На примере продажи свои дизайнов

  • Выкладывай нередактируемый вариант. Т.е. именно вышивальный формат для машины. Исходник ты хранишь у себя. 

  • Вшивай «невидимую метку»: редкий паттерн швов (уникальная последовательность/другие закрепки и т.п.), который ты сможешь сразу узнать. Свой стиль, это всё!

  • В архив клади: Соглашение об авторском праве в TXT формате ( для примера мое соглашение ), чек/инвойс (кому продано, дата, версия файла), в технической карте укажи свои логотипы и сделай ее узнаваемой для себя.

Доказываем авторство заранее (депонирование)

В РФ нет «гос-реестра» авторских прав на картинки, но предусмотри важные моменты:

  • Электронное депонирование: сервисов очень много. Поисковик по фразе "Электронное депонирование" покажет. Да это платно, и вряд ли ты будешь прогонять таким образом каждый дизайн, но важные моменты можно предусмотреть.

  • Черновики и процесс: храни эскизы и исходники, версии файла.

  • Зарегистрируй свой бренд через роспатент. Особенно если ты делаешь свой бренд одежды, то лучше позаботиться об этом заранее.

Правила лицензирования

Сделай короткую лицензию на дизайн, которую прикладываешь ко всем продажам. Я говорил уже об этом выше, но вот тебе по пунктам что можно и нужно там прописать:

  • Что разрешено: «вышивать и продавать готовые изделия до N штук / безлимит».

  • Что запрещено: «перепродажа/раздача файла, конверсия в другие форматы, редистрибуция в наборах, загрузка на маркетплейсы как цифрового товара».

  • Нельзя удалять твою подпись/метаданные;

  • Юрисдикция и порядок споров.

  • Для кастом-заказов от студий: договор с передачей/непередачей исключительных прав (по ситуации).

  • Для совместных работ/фрилансеров: акт об отчуждении прав или лицензия тебе (иначе права у исполнителя).

Я уже слышу в твои слова, что как это все сложно и нужно разбираться, работать с юристом и т.д. Да, по другому это не работает. И если ты хочешь свой бренд, делать уникальные вещи, дорожить своими идеям, то все пункты обязательны.

Если украли и ты это увидел - короткий план-чек лист

  1. Собери доказательства (скрин, URL, дата/время; при необходимости — нотариально).

  2. Усиль водяные знаки на будущих публикациях.

  3. Напиши нарушителю. Вежливо и с дедлайном до какого числа ему нужно удалить публикацию.

  4. Параллельно — жалоба на площадку (Etsy/WB/Ozon/Telegramm и др.).

  5. Если игнорируют — претензия и дальше иск (ст. 1301 ГК РФ).

И да пребудет с тобой стежок за стежком!

Понравилась статья?❤️ Поделись

ИП Мануцян Денис Станиславович
ИНН 591801966617,
ОГРН 324595800109534
Email: info@embro1.ru